«Реал Мадрид» vs «Барселона»: кто, где и когда был популярнее в мире Google?
Эволюция и мировая география интереса к испанским грандам (2004-2025)
Важный и длинный дисклеймер (закрываем основные вопросы про Google Trends)
Данные Google (крупнейшего мирового поисковика) и YouTube (главной видеоплатформы) позволяют оценить относительный интерес в интернете к разным футбольным клубам в мировом масштабе. Данные для статьи были взяты с сервиса Google Trends, который анализирует популярность поисковых запросов в процентах от пикового значения за выбранный период: с 1 января 2004 (время начала измерений) по 16 мая 2025 (автор делал выгрузку из сервиса 17 мая). При сравнении клубов система учитывает относительную частоту запросов по каждой теме (поисковые запросы с учетом различных названий клубов) в разных странах и временных отрезках. Дополнительно сделан фильтр по категории запросов – soccer (футбол у американских разработчиков), если не использовать данный фильтр, то статистика будет значимо отличаться. Также при анализе исторического тренда нужно учитывать изменения алгоритмов Google, поэтому наибольшую ценность представляют данные по клубам относительно друг друга за одинаковый период времени.
Google Trends позволяет смотреть только топ-25 запросов по каждой теме, по ним видно, что в темы включены различные варианты названий клубов и связанные с ними футбольные события (как правило, названия двух клубов, которые играли друг с другом). Важно понимать, что данные по поисковым запросам не позволяют отделить запросы болельщиков от общего интереса к клубам. Следует подчеркнуть, что данный анализ фокусируется именно на динамике поискового интереса, а не на количестве фанатов (релевантнее будут социологические опросы) или активности в социальных сетях (это тема для отдельного анализа). В статье мы оцениваем, как менялось внимание мировой интернет-аудитории к самым успешным испанским футбольным клубам на протяжении последних двух десятилетий.
Динамика интереса

Согласно данным Google Trends, «Реал Мадрид» – самый популярный испанский футбольный клуб в мире с 2004 по 2025 год, хотя в отдельные периоды – 2006, 2008, 2009 и 2011 годах – «Барселона» вырывалась вперед. Эти временные отрезки совпадают с золотой эрой каталонского клуба, когда под руководством Франка Райкарда и во главе с Роналдиньо (хайлайты волшебника искали в Google чаще чем клуб «Барселона» с конца 2005 до середины 2006), а затем Пепа Гвардиолы команда демонстрировала совсем новый стиль игры в футбол, который позволял доминировать в Европе.
Начиная с 2009 года наблюдался устойчивый рост глобальной популярности как «Реала», так и «Барселоны», что стало прямым следствием легендарного противостояния двух самых медийных футболистов современности – Лионеля Месси и Криштиану Роналду. В период с 2009 по 2017 годы поисковые запросы, связанные с обоими клубами, демонстрировали стабильный ежегодный рост. Матчи Эль-Класико в эти годы превращались в глобальные медийные события, неизменно бившие рекорды телевизионных рейтингов, а хайлайты этих встреч становились самыми просматриваемыми футбольными видео на YouTube.
Однако в 2018-2021 годах ситуация изменилась. Уход Криштиану Роналду в «Ювентус» в 2018 году перенес часть внимания на итальянскую Серию А (об этом в статье про интерес к итальянским клубам). Дополнительными факторами спада интереса стали: отсутствие значимых побед в Лиге чемпионов у обоих испанских грандов, смена поколений в составе команд, а также пандемия. После доминирования «Реала» в 2016-2018 (3 победы в ЛЧ оказали сильное влияние), в период с 2019 по 2021 разница в популярности между «Реалом» и «Барселоной» сократилась до минимальных значений.
Фундаментальные изменения произошли в 2022-2024 годах, когда произошел взрывной рост интереса к «Реал Мадриду», значительно опережая «Барселону» (к тому времени лишившегося Лионеля Месси) – этот рывок можно объяснить новыми победами сливочных в Лиге чемпионов и появлением новых ярких звезд (Винисиус, Мбаппе), в то время как интерес к каталонцам начал понемногу быстрее набирать рост только в 2025 году, благодаря более успешному сезону и появлению новых ярких звезд-претендентов за «Золотой мяч» (также нужно учесть что в 2021 году поменялась методология в системе, что могло повлиять на показатели индексов в динамике).
Сможет ли снова «Барселона» обогнать «Реал» в популярносте (объеме интереса) ближайшем будущем?
Индекс популярности по периодам

«Атлетико Мадрид» значительно уступает двум грандам, интерес к матрасникам проснулся только в середине 2010-х годов и показывает устойчивый рост в последние 2 года.
«Севилья» и «Валенсия» совсем немного выросли в популярности с нулевых годов и увеличили свое отствание от лидеров за последние несколько лет. Для «Севильи» переломным был 2014 год, тогда они уступили «Атлетико Мадрид» третью позицию среди испанских клубов. «Валенсия» в первые обогнала «Севилью» в 2025 году.
География популярности

«Реал Мадрид» самый популярный клуб практически во всех странах, где собирается статистика. «Барселона» опережает мадридский клуб в 8 странах (по убыванию процента популярности): Судан, Польша, Буркина Фасо, Дания, Эквадор, Оман, Сирия и Таиланд.
В Испании у «Реала» – 48%, «Барселоны» – 35%, «Атлетико» – 17%. Среди континентов самое уверенное лидерство «Реала» в Северной Америке (57%), а самые лучшие позиции «Барселоны» в Азии (41%), у «Атлетико» в СНГ (11%) и Европе (10%).
Больше интересного в tg-канале:@graph_metrics, подписывайтесь!
в этом блоге просто цифры, ничего личного)